IV Фестиваль видео и компьютерного искусства "Золотая мышь" посвящается 60-летию Победы
 
Главная
Положение
Итоги
Мастер-класс
Участники
Галерея
Оргкомитет
Архив
Чат
Развлечения Rambler's Top100 Яндекс цитирования

TopCTO Развлечения

Векторная и растровая графика

Графические программы – это инструменты компьютерного художника, с помощью которых он создаёт и редактирует изображения. В настоящее время существует много различных графических программ. Поэтому, важно знать, какая программа наилучшим образом подходит для решения конкретной задачи.

Улучшение качества изображения, а также создание коллажей – монтаж фотографий выполняются в растровых программах.

Для создания иллюстраций обычно используют векторные программы, которые также называют программами рисования.

Любая графическая программа содержит набор инструментов для работы с изображениями. Несмотря на то, что растровые и векторные программы могут использовать одинаковые инструменты, способ представления создаваемых ими изображений различен. Расскажем об этом более подробно.

Векторная графика

В векторной графике все изображения строятся из простых объектов – прямых линий, дуг, эллипсов, прямоугольников, областей однотонного или изменяющегося цвета (заполнителей) и т. п. Все они описываются в виде математических объектов – контуров. Каждый контур представляет собой независимый объект, который можно перемещать, масштабировать и изменять. Одновременно с процессом рисования специальное программное обеспечение формирует векторные команды, соответствующие объектам, из которых строится рисунок. Набор команд составляет описание объекта. Например, объект линия от точки А до точки В. Набор команд будет следующим:

  • установить текущую позицию (X1, Y1);
  • нарисовать линию от текущей позиции до позиции (X2, Y2).

Преимущества векторной графики:

  • Она экономна в плане объемов дискового пространства, необходимого для хранения изображений: это связано с тем, что сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые программа всякий раз воссоздает изображение заново. Кроме того, описание цветовых характеристик не сильно увеличивает размер файла.
  • Объекты векторной графики легко трансформируемы, ими просто манипулировать, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображения.
  • Векторная графика максимально использует возможности разрешающей способности любого выводного устройствам: изображение всегда будет выглядеть настолько качественно, насколько способно данное устройство.
  • Важным преимуществом программ векторной графики является развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним, и как следствие - возможность создания конечного продукта, который может быть без дополнительных операций отправлен на цветоделение и растрирование.

Недостатки векторной графики:

  • Векторная графика ограничена в чисто живописных средствах и не предназначена для создания фотореалистических изображений.
  • Сложность векторного принципа описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации и сконструировать устройство, подобное сканеру для точечной графики.
  • Значительным недостатком векторной графики является программная зависимость: каждая программа сохраняет данные в своем собственном формате. Поэтому изображение, созданное в одном векторном редакторе, как правило, не конвертируется в формат другой программы без погрешностей.

Векторные изображения используются для отображения объектов с четкой границей и ясными деталями - это шрифт, логотип, графический знак, орнамент, декоративная композиция в рекламе и полиграфической продукции.

Очень популярны такие программы, как Corel DRAW, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand.

Растровая графика

Принцип кодирования графической информации в растровой графике был изобретен и использовался людьми за много веков до появления компьютеров. Все точечные изображения представляют собой не совокупность отдельных объектов, а мозаику из очень мелких элементов – пикселей, характеризующихся положением в так называемой битовой карте (таблице, матрице) и цветовыми характеристиками. Каждый пиксель, как стеклышко в витраже, независим друг от друга.

Преимущества векторной графики:

  • Основным является простота и, как следствие, техническая реализуемость автоматизации ввода (оцифровки) изобразительной информации. Существует развитая система внешних устройств для ввода фотографий, слайдов, рисунков, акварелей и прочих изобразительных оригиналов. К ним относятся сканеры, видеокамеры, цифровые фотокамеры, графические планшеты.
  • Не менее важным достоинством точечной графики является фотореалистичность. Можно получать живописные эффекты, например туман или дымку, добиваться тончайшей нюансировки цвета, создавать перспективную глубину, размытость, акварельность и т.д.
  • Форматы файлов, предназначенные для сохранения точечных изображений, являются стандартными, поэтому не имеет решающего значения, в каком графическом редакторе создано то или иное изображение. Файл, сохраняющий точечное изображение, легко открывается и импортируется в редакторах точечной и векторной графики, а также в программах верстки и браузерах.

Недостатки векторной графики:

  • При попытке что-нибудь нарисовать в программе точечной графики, до начала рисования необходимо введение конкретных значений разрешения (количества пикселей на единицу длины) и глубины цвета (количества цветов на пиксель), а также геометрического размера (длины и ширины изображения, т. е. площади). Конечно, потом эти значения можно изменить, но, как правило, это приводит к погрешностям.
  • При попытке отсканировать не очень большую фотографию с максимальным разрешением и глубиной цвета. Объем файла в точечной графике однозначно определяется произведением площади изображения на квадрат разрешения и на глубину цвета (если они приведены к единой размерности, например, к дюймам и байтам). При этом совершенно не важно, что отображено на фотографии: белый снежный пейзаж с одиноким путником вдалеке, или сцена рок концерта с обилием цвета и форм. Если три параметра одинаковы, размер файла (без сжатия) будет практически одинаков.
  • При попытке слегка повернуть на небольшой угол изображение, например, с четкими тонкими вертикальными линиями. Сразу обнаруживается, что четкие линии превращаются в четкие «ступеньки». Это означает, что при любых трансформациях (поворотах, масштабировании, наклонах и т. д.) в точечной графике невозможно обойтись без искажений.

Растровые изображения хороши для создания фотореалистичных изображений с тонкими цветовыми переходами и нюансами - это портрет, пейзаж, живописный коллаж.

Ознакомившись с основными принципами создания графических объектов, Вы можете выбрать подходящую программу и начать своё обучение. Возможно, Вам помогут следующие советы:

Старайтесь начать изучение нового для себя раздела графики с простейших и желательно русифицированных программ (пусть они будут не самыми эффективными и продвинутыми).

Работайте не с оригиналами, а с копиями. Периодически сохраняйте рабочий файл. Лучше выделить отдельную папку, скопировать туда исходные файлы и обращаться к ним.

Если в процессе творчества Вы сделали что-то хорошее, но у Вас появилось желание сделать это еще лучше. Сохраните результат, откройте файл под другим именем и продолжайте совершенствовать. Очень часто бывает, что при доработке, в конечном счете, получается хуже, чем сначала, а не смотря на возможность откатов вернуться к первоначальному варианту уже нельзя.

Рекомендуемая литература:

  • «Компьютерная графика» - популярная энциклопедия Мураховского В.И. Выпущена издательством «АСТ-ПРЕСС СКД» в 2002 г.

Ссылки:

© А.В.С. – 2005
Hosted by uCoz